| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Педагогический проект
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического краеведения через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школы. Определено место методов и приемов изучения вопросов геоэкологического содержания, а также основных функций педагогических подходов и технологий в экологическом образовании.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Актуальность. Современное образование рассматривается как важнейший фактор модернизации общества. Основной целью модернизации современного общества является выход на качественно новый, устойчивый уровень развития, обеспечивающий высокое качество жизни народа в благоприятной среде обитания и национальную безопасность. Достижение этой цели зависит от того, сможем ли мы сделать модернизацию действительно «новой экологической», «ориентированной на производства, не нарушающие равновесия биосферы». Такая «экологическая» модернизация требует, прежде всего, совершенствования системы экологического образования. Закономерно, что в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой в 2000 году, среди важнейших целей отмечена задача по «экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе». Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на создание механизма устойчивого развития. Сегодня, «знаниевая» функция экологического образования должна дополняться деятельностной компетентностной функцией. Ведущими учеными, исследующими область экологического образования (А.Ш.Воробьев, С.Н.Глаазачев, Н.Н.Родзевич, И.Т.Суравегина и др.), признается, что на современном этапе развития человеческой цивилизации, оно понимается уже не как часть образования в целом, а как приоритетное направление развития всей системы обучения и воспитания. Всеобщие аспекты экологического образования в настоящее время дополняются следующими характеристиками: усиливаются региональный и компетентностный аспекты экологического образования, в связи, с чем оно становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск оптимизации состояния окружающей среды в своем регионе, своей местности. Усиление регионального аспекта экологического образования обосновано материалами «Повестки на 21 век», принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году, в которой одним из важнейших средств осуществления программы по достижению устойчивого развития служит просвещение населения. В этом документе, констатирующем, что многие не понимают тесной связи деятельности человека и окружающей среды вследствие недостаточной информированности, предлагается «обеспечить вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасности питьевой воды, санитарии, пищевых продуктов и экологических последствий использования природных ресурсов» Выявленные характеристики экологического образования указывают, во-первых, на необходимость его регионализации и, во-вторых, на тот факт, что школьное экологическое образование перестает быть синонимом биоэкологического и должно осуществляться всеми предметами учебного цикла. В то же время в связи с высокой степенью интегрированности, комплексности географического знания, его роль в экологическом образовании должна быть более значительной. Регионализация экологического образования отвечает процессу стандартизации содержания образования в Российской Федерации расширяющемуся и углубляющемуся в последнее десятилетие. Хочется отметить, что исследованиям процессов регионализации экологического образования в последние годы посвящено много работ, в том числе таким теоретическим и методическим проблемам, как опора при формировании экологической культуры школьников на региональный компонент, национальные экологические традиции (Ч.М.Алирзаев, Е.Д.Макаров, Л.В.Моисеева), на возможности экологического краеведения (Т.А.Бабакова, Н.Н.Родзевич); переориентация с репродуктивного на исследовательский уровень познания, выполнение учебно-исследовательских творческих проектов, практические действия учащихся по изучению состояния окружающей среды, в том числе изучение реальных экологических ситуаций в своей местности, изучение природно-антропогенных комплексов (Ю.В.Железнякова, В.В.Ульянова, А.В.Зайцев). Отмечая вклад данных исследований в решение многих общих и частных вопросов регионализации экологического образования, следует отметить, что проблеме теоретического осмысления регионального компонента геоэкологического образования и путей введения его в школьную практику до сих пор не уделено должного внимания. Поэтому и существуют противоречия между: - необходимостью разработки научно-методических основ регионального геоэкологического образования и отсутствием теории и научно обоснованной методики решения этой проблемы; - сохраняющейся до настоящего времени ориентацией средней школы на трансляцию знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить учащихся к активной творческой и социально-значимой экологической деятельности в своем регионе; - высоким социальным и педагогическим потенциалом систематического изучения экологического состояния своей местности, имеющего в качестве значимого результата ее геоэкологическую характеристику и невключенностью этой формы организации обучения в практику; - достижениями многолетнего опыта жителей Ставрополья по рациональному природопользованию, охране природы и народной экологической педагогики и недостаточным их использованием для формирования экологической культуры учащихся. Необходимость определения способов разрешения совокупности изложенных выше противоречий и составляет проблему настоящего исследования, связанную с социальным заказом страны, нуждающейся в личности, готовой к активной творческой, экологически обусловленной деятельности в своем регионе. В связи с указанной проблемой определены цель, объект, предмет и гипотеза данного исследования.
Цель данного проекта: разработка научно-методических основ регионального компонента геоэкологического образования и реализация его в системе школьного образования (на примере Ставропольского края и Арзгирского района).
Объект исследования – школьное геоэкологическое образование в контексте его регионализации.
Предмет исследования – теоретические основы и практика реализации регионального компонента школьного геоэкологического образования.
Гипотеза – знания учащимися географической характеристики и экологических проблем края, района, села, будут способствовать повышению уровня экологического образования и воспитания экологической культуры школьников, если: - создана концепция географического образования, важнейшим положением которой является необходимость усиления экологического образования, являющееся основой успешного внедрения в сознание подрастающего поколения идей устойчивого развития, сохранения национальной безопасности, которые в свою очередь служат основой регионального и геоэкологического подходов; - выявлено содержание регионального компонента географического образования для основной и старшей ступени; - выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на развитие геоэкологического образования; - создана система геоэкологического краеведения, реализуемая путями основного и дополнительного образования; - обосновано введение основных вопросов содержания региональной географии в общеобразовательных курсах (6 – 11 классов), элективного курса «География и экология Арзгирского района» (9 класс), объем, и содержание которых позволят создать оптимальное соотношение школьного, регионального и федерального компонентов, способствующих реализации регионального географического и геоэкологического образования.
Это будет способствовать у педагогов: * повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности; * росту компетентности; * росту уровня профессиональных навыков и умений; * творческому росту. Создаст возможности выработать у учащихся навыки и умения (интеллектуальные, творческие и практические), которые проявятся в: · повышении у детей и подростков интереса к изучению своей малой Родины, уровня их экологической культуры; · получении элементарных знаний по экологической безопасности; · умении оценивать характер воздействия человека на окружающую среду; · овладении теоретическими и практическими умениями исследовательской природоохранительной деятельности.
Для проверки гипотезы и достижения цели необходимо решить следующие задачи: - обосновать и разработать концептуальные основы регионального компонента геоэкологического образования, определить его структуру и содержание; - выявить особенности реализации геоэкологического краеведения в условиях Арзгирского района; - разработать систему геоэкологического краеведения и определить научно-методические условия ее эффективной реализации; - обосновать систему комплексного социально значимого изучения окружающей среды своей местности, как через основное, так и дополнительное образование.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: · теоретических (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников географии 6 – 11 классов с целью выявления в них потенциальных возможностей использования регионального компонента; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании, в том числе экологическом); · эмпирических (систематические наблюдения в школьной практике, собеседование, анкетирование, интервьюирование, обобщение передового педагогического опыта).
Методологические основы исследования. Настоящее исследование основывалось на работах в области: - теории содержания образования: Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, К.Д.Ушинский и др.; - психологических основ обучения и воспитания: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович и др.; - стандартизации общего среднего, географического и экологического образования: И.И.Баринова, В.П.Дронов, Н.Н.Родзевич, В.Я.Ром; - теоретических положений геоэкологии: В.В.Докучаев, В.Н.Сукачев, В.В.Сочава, Б.Л.Годзевич; - проблем экологического образования: В.В.Пасечник, В.В.Николина, И.Т.Суравегина, Н.Н.Родзевич. Г.П.Сикорская.
Принципы и условия. Выбор содержания геоэкологического краеведения осуществлялся на основе принципов, обеспечивающих становление экологически культурной личности. Каждому из принципов соответствует определенная содержательная деятельность:
При изучении географии своего края в целях экологического образования учитывался ряд благоприятных условий: · свой край в значительной мере можно изучать на уровне непосредственного наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта или вблизи него, т.е. на локальном уровне; · возможность практически действовать в наблюдаемых природных и социально-экономических условиях. Правила поведения в природе на практическом уровне, да и экологические убеждения легче выработать в реальных, а не виртуальных условиях, видя и оценивая последствия неразумного отношения к природной среде; · более убедителен показ практического значения географических знаний, поскольку появляется возможность выявлять и анализировать комплекс природных, социальных и экономических элементов в их взаимосвязи. В усилении показа практического значения географической науки состоит одно из принципиальных положений концепции обновления современного школьного географического образования; · большое разнообразие местных и потому доступных источников эколого-географической информации, что обеспечивает практику их частого использования. Помимо наблюдений на местности особенно важно и необходимо использовать экологические карты региональных атласов; · личная заинтересованность учащихся в изучении экологической обстановки и поэтому повышенная эмоциональность изучаемого материала, возрастание внутренних мотивов учебной деятельности.
Для формирования экологической грамотности был определен понятийный аппарат геоэкологического краеведения, который отражает коэволюционный характер взаимоотношений природы и человека: - геоэкология – наука об окружающей среде, решающая вопросы ее сохранения для приемлемой жизнедеятельности человека; - экологическая проблема – ухудшение состояния окружающей природной среды, деградация природных систем жизнеобеспечения на региональном и глобальном уровнях; - экологическая ситуация – состояние окружающей среды, возникшее в результате стихийного бедствия или техногенной аварии и повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью человека, нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения; - эколого-географическое положение – это отношение страны к источникам, определяющим состояние окружающей человека среды; - эколого-значимые условия и факторы – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; - природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса; - качество среды – определяется как в результате объективных измерений параметров окружающей среды и с помощью субъективных оценок. Качество окружающей среды определяется уровнем результативных измерений с официальным установлением максимально допустимыми значениями этих параметров; - экологическая безопасность (опасность) – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; - устойчивое развитие – поддерживающий процесс сохранения благоприятной окружающей среды, решения социальных и экономических проблем, обеспечения потребностей ныне живущего и будущих поколений людей; - экологическое прогнозирование – научное предвидение современного и в особенности будущего изменения окружающей среды в результате взаимодействия естественных и техногенных факторов; - коэволюция – гармоническое совместное развитие природы и общества, являющееся необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества.
Вид проекта: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на социальные интересы самих участников проекта.
По типу предметно-содержательной области проект представляет собой межпредметный проект, так как является объемным, продолжительным, общешкольным проектом, предполагающим осуществление межпредметных связей, планирующим решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
По характеру контактов проект представляет собой внутренний проект, так как организуется в пределах образовательного пространства одной школы.
По продолжительности проведения он является проектом долгосрочным, так как срок его реализации составляет 5 лет.
Функции проекта: многофункционный, образовательный, практический, информационный, исследовательский.
Ресурсы, необходимые для запуска Проекта: 1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработке нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.) 2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта) 3. Обеспечение кадровых условий (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта) 4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта). 5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера, при необходимости разработка новой Концепции). 6. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих семинаров). 7. Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте (создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам экологического воспитания и образования). 8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинета географии-биологии, компьютерного класса). 8. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
Организация - заявитель: МОУ СОШ № 4 с.Петропавловского, Арзгирского района, Ставропольского края.
Участники проекта: учителя, дети и подростки от 7 до 16 лет, родители.
Целевые группы и их интересы в проекте: Учащийся: · развитие интеллектуальных способностей на основе формирования умения мыслить ярко, неординарно, при развитом продуктивном мышлением, проявляющимся через умственную самостоятельность. · повышение конкурентоспособности на рынке туда как специалиста, владеющего технологиями получения и применения знаний, обладающего инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовности к переобучению, умению выбирать и обновлять свой профессиональный путь; · развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых учащиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности; · получение возможности раскрыть свои способности; · формирование адаптивности, развитие эмоциональной сферы, улучшение самочувствия и здоровья; · изменение отношения к учителю, признание его роли ведущего партнера в формировании своей личности.
Учитель: · Осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта. · Определение собственного уровня педагогического мастерства. · Представление учителем собственных научно-методических достижений. · Обобщение опыта, публикация научно-методических материалов. · Развитие проектно-исследовательской деятельности. · Творческое самовыражение. · Участие через оформление образцов педагогического опыта в «банке педагогических идей».
Администратор ОУ: · Мониторинг уровня профессионализма учителя. · Представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы. · Изучение и накопление материала, накопленного педагогами. · Создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников. · Подготовка материала к изданию итогов работы.
Специалист ОО: · Представление материала об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы. · Создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников. · Подготовка материала к изданию итогов работы. · Технологизация и трансляция удачных образцов педагогического опыта.
Риски проекта (SWOT анализ): Внутренние силы, поддерживающие проект (готовность учителей к участию в проекте, к самоанализу своей деятельности, стремление изменить окружающую действительность к лучшему, необходимость изменения механизмов, регулирующих состояние системы сегодня). Внешние силы, поддерживающие проект (идея экологического образования и воспитания в основополагающих документах в области образования, социальный заказ страны, требования конкурсов, грантов). Внутренние сопротивления, которые может встретить автор проекта (отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта, отсутствие критериальной базы определения эффективности данного проекта). Внешние слабости (отсутствие форм, механизмов учета)
Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями прфессионально-педагогической деятельности, а именно: - показателями эффективности работы учителя, которые могут быть двоякими – результативными и процессуальными. К результативным можно отнести: эффективность, профессиональное мастерство и творчество учителя, победы и призовые места учеников на конкурсах, слетах, олимпиадах районного, краевого и Всероссийского уровня. К процессуальным – разнообразие задач профессиональной деятельности, использование разнообразных технологий, опора на прошлый опыт, специализация, универсализация, квалификация. - показателями развитости профессионального общения считаются: результативность профессиональной деятельности при ее коллективном выполнении; владение приемами работы в «команде»; создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество. - показателями зрелости личности педагога могут выступать: понимание системы нравственных ценностей, способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, способность поддерживать удовлетворенность трудом. Кроме того, критерии эффективности проекта выражаются: - в востребованности проекта; - в охвате детей и подростков; - в привлечении специалистов, общественности; - в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта; - в уровне культуры участников проекта.
Логика и этапы исследования. Первый этап – поисково-эмпирический (2005 – 2006): · Изучались общие тенденции развития и состояние школьного географического и экологического образования в России, выяснялись проблемы и противоречия субъективного и объективного характера. · Выявлялись особенности отечественного и зарубежного педагогического опыта в области экологического образования и геоэкологического краеведения. · Проводилось анкетирование по выявлению уровня знаний учащихся по региональной геоэкологии и оценке значимости ценностей природы. Основные результаты этапа состояли в уточнении проблемы, цели и задач исследования, формулировке рабочей гипотезы, основных концептуальных положений, оформление понятийно-терминологического аппарата исследования.
Второй этап, практический (2007 – 2008) заключался в построении учебного процесса на основе предлагаемого проекта: * Через реализацию его целей и задач, разработку общих дидактических основ регионального географического образования. * В определении состава и структуры регионального компонента геоэкологического образования, выстроенных с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей по мере изучения географии. * В создании творческих групп учителей для разработки уроков и внеурочной деятельности. * Апробацию программ основных вопросов содержания региональной географии в общеобразовательных курсах. * Внедрения программы элективного курса для 9 класса «География и экология Арзгирского района».
Третий этап, обобщающе-аналитический (2009 – 2010): * Проводилось теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику. * Уточнялись и формулировались выводы, выявлялись перспективы последующего развития проекта. * Основные теоретические положения исследования были отражены в статье «Геоэкологическое краеведение в школьном курсе географии», опубликованной в «Вестнике инновационных и исследовательских работ в образовании». Март 2010 год.
Новизна проекта заключается в попытке определения эффективных путей реализации геоэкологического краеведения через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школы.
Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана система геоэкологического краеведения в школьном курсе географии, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного. Обоснованы принципы, лежащие в основе ее реализации. Определено место методов и приемов изучения вопросов геоэкологического содержания, а также основных функций педагогических подходов и технологий в экологическом образовании.
Практическая значимость. Выявлены методические условия, обеспечивающие эффективное внедрение геоэкологического краеведения в школьный курс географии. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в педагогическую практику учителей Арзгирского района, в работе педагогов-экологов Центра детско-юношеского туризма и экскурсий в с.Арзгир. В частности, это: · Программы основных вопросов содержания региональной географии в общеобразовательных курсах 6 – 11 классов. · Программа элективного курса для 9 класса «География и экология Арзгирского района». · Программа эколого-оздоровительного направления «Гармония», для летних лагерей дневного пребывания. · Социальный проект «Учебная экологическая тропа».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их опорой на: - основные теоретические положения и выводы педагогической, психологической и методической науки; - положениях нормативных документов по вопросам школьного образования; - использование методов теоретического и эмпирического исследования; - применении разработанных методических материалов в школьной практике.
Содержание геоэкологического образования. Систему геоэкологического краеведения целесообразно формировать на основе трех подходов к исследованию территории: географического, экологического и краеведческого и включать следующие элементы: цели, содержание (структурное и детальное), формы и методы обучения, критерии эффективности. В течение всех лет обучения географии в школе (6 – 11 класс) необходимо проводить систему практических работ различного уровня самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на изучение программных вопросов взаимоотношений между обществом и окружающей средой. В систему практических работ входят как урочные, так и внеурочные занятия.
Табл. 2 Состав и структура регионального компонента геоэкологического образования
ГОС – государственный образовательный стандарт, ПК – природный комплекс. Более детальная структура регионального компонента геоэкологического образования представлена в следующем виде.
Табл. 3
В 9 классе введен элективный курс «География и экология Арзгирского района», отличительной чертой которого является – расширение знаний о родном селе и районе с природной, экологической, исторической и социально-экономической точек зрения. Другими словами, ядром этого курса становится геоэкологическая характеристика территории Арзгирского района. Краеведческий курс «География Ставропольского края» (10 класс), также обогащен геоэкологическим содержанием. Оба этих курса входят в региональный компонент базисного учебного плана.
Методы и приемы изучения вопросов геоэкологического содержания. По мере расширения и углубления знаний, уровня понимания проблем и идей учащиеся овладевают теоретическими и практическими умениями, которые связаны с исследовательской природоохранной деятельностью. Поэтому необходимо использовать методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся: 1. Эмпирические методы: - наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических компонентов природных систем и влияния на них деятельности человека; - экспериментирование: формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов, интерпретация данных; - владение методами количественного учета живых существ в единицах пространства и времени; - инвентаризация природных объектов: разработка цели, формы документа, метода учета, способов обобщения результатов; - мониторинг (слежение) за состоянием окружающей среды: взятие проб воды, воздуха, почвы, учет биологического разнообразия, использование рядов данных, формулирование выводов; - владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков. 2. Теоретические методы: - анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотезы; - моделирование проектов решения экологических проблем. 3. Социологические методы: анкетирование, опросы, беседы, дискуссии. Разное содержание требует разных методов и приемов изучения экологических вопросов. Наиболее распространенными приемами, обеспечивающими полноту базовой экологической подготовки учащихся, являются: 1. Отработка понятий и терминов: - разъяснение существенных признаков понятия; - подтверждение действия признаков примерами; - запись новых определений; - работа с карточками, дидактическими материалами, раскрывающими суть понятия; - экологическая разминка. Например, что называется природным комплексом; приведите примеры взаимосвязи компонентов природы; в чем выражается равновесие в природе; какие виды хозяйственной деятельности изменяют природную среду в нашей местности; какие природные комплексы наиболее изменены человеком; что такое природное богатство и др.. 2. Работа с фактами (перечислите водохранилища Ставропольского края, источники загрязнения своей местности, группы производств края, наиболее загрязняющих окружающую среду и т.п.). 3. Изучение природных процессов с использованием цитат, афоризмов, описаний, стихов, загадок, видеосюжетов, интересного занимательного материала из дополнительной научно-популярной и художественной литературы. Это вносит элемент яркости, новизны, занимательности, что способствует развитию познавательного интереса. 4. Знакомство с нормами экологической морали: - каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни; - в больной природе нельзя оставаться здоровым; - не делай того, последствия чего для природы ты не знаешь; - взял из природы, компенсируй втрое. 5. Составление экологического паспорта природного объекта территории (при изучении природных зон, регионов России, своей местности). Например, информацию экологического паспорта можно свернуть в таблицу: Таблица 4
6. Сравнение природно-территориальных комплексов: - как изменяются природные условия края при продвижении с севера на юг, и с запада на восток; - чем отличается природная среда восточной зоны края и юго-западной, учитываются ли они в хозяйственной деятельности человека? 7. Моделирование процессов влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, в том числе местной природы. Например: А. Интенсивный выпас скота > уменьшение растительного покрова > нарушение почвы > образование овражной системы на склонах > опустынивание; Б. Вырубка лесов > усиление стока рек > разрушение почвы > смыв почвы > обмеление рек > изменение экосистемы. 8. Опережающее задание проблемного характера, решение экологических проблем. Например, предлагается следующая ситуация. В группе оптимистов и пессимистов разгорелся спор по поводу урожайности наших земель. Пессимисты утверждают, что повысить урожайность уже невозможно, и приводят для этого свои доказательства. Оптимисты, например, напротив, видят пути значительного повышения урожаев в крае. Распределите роли представителей обеих групп и включитесь в дискуссию. 9. Написание сочинений, рефератов по экологической проблематике. 10. Тестирование. 11. Исследовательские задания. Значение самостоятельных исследований для школьников трудно переоценить. Потому что при таком подходе ученики сами находят и формируют проблему, ставят задачу и выбирают методы их решения. В результате привычные для них явления окружающей среды рассматриваются с позиции человека, заинтересованного в сохранении ее качества. Отсюда один шаг к пониманию сложного комплексного характера экологических проблем. В процессе обработки и осмысления информации по состоянию окружающей среды школьники получают и элементарные знания по экологической безопасности. Система творческих исследовательских заданий и задач заставляют школьников по-новому оценить свой интеллектуальный потенциал. Они может быть впервые в жизни приходят к мысли о том, что могут сделать для сохранения и воссоздания своей среды обитания. Предложенный ряд приемов изучения вопросов геоэкологии можно еще продолжить, главным для учителя является их варьирование с учетом индивидуальных учебных возможностей школьников, развития их интересов и склонностей.
Важное значение имеет заинтересованность не только педагогов, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим целесообразно использовать методы создания положительной мотивации обучаемых. Эмоциональные: · ситуация успеха; · поощрение и порицание; · познавательная игра; · свободный выбор задания; · удовлетворение желания быть значимой личностью. Волевые: · предъявление образовательных требований; · формирование ответственного отношения к получению знаний; · информирование о прогнозируемых результатах образования. Социальные: · развитие желания быть полезным обществу; · создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы. Познавательные: · опора на субъективный опыт ребенка; · решение творческих задач; · создание проблемных ситуаций. Формы уроков: заочное путешествие, семинары, экскурсии, ролевые и деловые игры, коллективные и индивидуальные работы.
Основные функции педагогических подходов и технологий в геоэкологическом образовании. Школьный экологический проект. Это форма организации работы школьников в рамках экологического образования, при которой дети самостоятельно проводят собственные экологические исследования для последующего составления плана действий по решению местных экологических проблем. Часто итогом школьных экологических проектов становится реализация конкретных природоохранных действий. Интерактивное обучение. Это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей учащихся, их саморазвития. Урок, организованный на основе оптимального педагогического взаимодействия, имеет ряд преимуществ: 1. Урок проходит в оптимальном темпе, части урока логически связаны, сочетаются различные виды учебной работы. 2. Ход урока настраивает учащихся на продуктивную работу, разнообразные виды и формы заданий обеспечивают занятость всего класса, позволяют учащимся проявить себя. 3. Материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении. 4. На уроках преобладает атмосфера сотрудничества и сотворчества. Отсутствуют конфликты. Личностно ориентированные технологии. Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода в экологическом образовании является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования экологической культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций. Личностно ориентированный подход является ведущим в процессе обновления образования и применяется исходя из необходимости охвата действительности и формирования целостной картины мира, что соответствует требованиям экогуманитарной парадигмы (О.С.Анисимов, Е.В.Бондаревская, П.Я.Гальперина и др.). Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Рекомендуется использовать вариант – творческое общение с природой. Идея этого метода – открыть свой путь к природе. Цель – понять, как по-своему люди разного склада воспринимают, чувствуют природу. Задача подобных уроков – выявить личностное отношение к природе; уточнить свое собственное отношение к природе. Проблемно-поисковые технологии (один из вариантов личностно ориентированных технологий). Это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них. Они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, профессионализм и другие ценные личные качества. Как видно, перечисленные методики и технологии направлены либо на развитие экологического мышления, либо на организацию поисковой деятельности, чаще коллективной, хотя они связаны между собой. Если развитие мышления – это цель педагогического процесса, то поисковая деятельность – средство ее достижения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА · 2 место на районной олимпиаде по экологии (2006 год) – экологический проект «Экологическое состояние почв района»; · 1 место в районном конкурсе «Топонимикон Арзгирского района» (2007 год); · 1 место в краевом этапе Всероссийского конкурса «Моя малая Родина», в номинации «Родословие мой земли» (2007 год); · «Птицы лесопарковой зоны с.Петропавловского» - 3 место в районной олимпиаде по экологии (2008 год); · 1 место в районном этапе 23 Всероссийского туристско-краеведческого слета «Отечество» (2009 год) – экологический проект «Экологическое состояние деревьев лесопарка на территории с.Петропавловского»; · 2 место в эколого-краеведческой викторине районного этапа 23 Всероссийского туристско-краеведческого слета «Отечество»; · 1 место в районном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» (2009 год) – социальный проект «Я – гражданин России»; · Диплом 2 степени в краевом этапе Всероссийского конкурса «Я – гражданин России». · 3 место в слете учебно-производственных бригад в секции «Экология» - проект «Птицы лесопарковой зоны с.Петропавловского» 2009 год.
Психологическая целесообразность эффективности проекта. Система работы по геоэкологическому краеведению выстроена с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов природоведения, физической географии (6 класс), географии материков (7 класс), географии России (8 класс), экономики России (9 класс), экономической и социальной географии мира (10 – 11 классов), биологии (6 -7 классов). Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации геоэкологического краеведения являются педагоги, дети родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.
Воспроизводимость результатов педагогического проекта. - «Использование современных образовательных технологий, как один из путей совершенствования учебного процесса и обеспечения развития учащихся» (2008 г.). - «Геоэкологический подход в изучении географии своей местности» (2008 г.). - «Технологии организации исследовательской деятельности по предмету» (2009 г.). - Презентация элективного курса для 9 класса «География и экология Арзгирского района» (2009 г.) – районное методическое объединение учителей обществознания и естествознания. - «Талант года – 2009» - социальный проект «Учебная экологическая тропа». - Публикация «Геоэкологическое краеведение в школьном курсе географии» // Вестник инновационных и исследовательских работ в образовании. Март 2010 год.
Литература
1. Войтович Б.Г., Сухоруков В.Д. Экологическое мышление – основа экологического образования // География в школе. – 2003. - № 3 – С. 45 – 51.
2. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. и др. Природопользование: Проб. Учебник для 10 – 11 классов. М.: Просвещение, 1995.
3. Годзевич Б.Л. Концепция системно-экологического природопользования // Вестник СГУ, 1988, выпуск 19.
4. Глобальные экологические перспективы-2000 (Доклад ЮНЕП о состоянии окружающей среды в конце тысячелетия). – М., 1999.Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. – Смоленск, 1998.
5. Иванов А.Г. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской школы Республики Саха (Якутия) // География в школе, 2003. - № 3.
6. Исаченко А.Г. Экологическая география в связи с проблемой интеграции географических наук. РГО: новые идеи и пути. СПб., 1995
7. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. – Смоленск, 1999.
8. Литвинова Т.И. Формирование экологической культуры на уроках географии // География в школе. – 2003. - № 3 - С. 51 – 54.
9. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты. М., 1996.
10. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХ в. – М., 2001.
11. Максаковский В.П. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе, 1998. № 2.
12. Махов С.И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе, 1998. № 3.
13. Методика обучения географии в школе / Под ред. Л.М.Панчешниковой. М., 1997.
14. Мирзаев Е.С. Изучение антропогенных изменений в природе родного края // География в школе. – 1983. – № 5. – С. 12 – 15.
15. Реймерс Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
16. Ржевский Б.Н., Максимова Н.И. Особенности разработки и реализации эколог-краеведческих программ // География в школе. – 1999. - № 3. – С. 55 – 58.
17. Родзевич Н.Н. Смена стереотипов экологического мышления: Проблемы подготовки учителей: Тез. докл. М., 1995.
18. Сундукова Т.В. Региональный компонент в преподавании географии // География в школе. – 1997. - № 7. – С. 81 – 82.
19. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М.: Просвещение,
20. Финаров Д.П. Основные направления совершенствования эколого-краеведческой работы // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб.: Образование, 1994.
21. Экологическая география России / под ред. Л.Г.Исаченко. – С.-П.б.: Издательство Санкт – Петербургского университета, 2001.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |